Приложение № 1Квалификационные характеристики

 

Приложение № 1

 


Квалификационные характеристики

специалистов по связям с общественностью,

предложенные Российской ассоциацией по связям с общественностью и утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития РФ в 2003 г.

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Должностные обязанности

Организует управление формированием, использованием и развитием контактов предприятия/организации с общественностью на основе взаимопонимания и двусторонней коммуникации руководства с целевыми группами общественности и потребителями продукции предприятия путем объективного информирования о деятельности предприятия/организации.

Возглавляет работу по формированию внешней и внутренней информационной политики предприятия/организации, определению ее основных направлений в соответствии со стратегией развития предприятия/организации и мер по ее реализации.

Принимает участие в разработке бизнес-планов предприятия в части обеспечения информационным сопровождением в среде заинтересованной общественности.

Выполняет представительные функции во взаимодействии со средствами массовой информации, общественными, коммерческими и другими организациями и лицами; комментирует и разъясняет действия и аспекты деятельности предприятия/организации.

Организует проведение исследований, разработку и реализацию комплекса планов и программ по организации эффективного контакта с целевыми группами общественности, потребителями продукции предприятия с целью обеспечения высокого качества выпускаемой продукции и ее привлекательности для потребителей, формирования благоприятного коммуникационного климата вокруг деятельности предприятия/организации на основе применения научных методов прогнозирования и планирования потребности в информации, с учетом обеспечения сбалансированности развития производственной и социальной сферы на предприятии и в среде целевых групп общественности, рационального использования информационного потенциала предприятия/организации с учетом перспектив его развития и расширения самостоятельности в новых экономических условиях.

Обеспечивает составление долгосрочных прогнозов развития предприятия/организации, выявление возникающих проблем и подготовку возможных вариантов их решения, осуществляет контроль за своевременным устранением недостатков в деятельности предприятия, оказывающих негативное воздействие на формирование благоприятного коммуникационного климата вокруг деятельности предприятия/организации.

Проводит работу по созданию системы непрерывного и оперативного информирования руководства предприятия/организации об изменениях в информационном поле.

Организует и координирует разработку комплекса мер по повышению эффективности информационно-рекламной политики предприятия/организации, по развитию информационной деятельности в соответствии со стратегическими целями предприятия/организации.

Обеспечивает организацию и координацию проведения комплексных исследований общественного мнения с целью корректировки реализации существующих планов и программ предприятия/организации в области связей с общественностью.

Организует работу по изучению и обобщению передового опыта в области связей с общественностью, контролирует соблюдение норм законодательства в работе с общественностью, соблюдение международных принципов профессионального поведения в области связей с общественностью.

Консультирует вышестоящее руководство, а также руководителей подразделений по всем вопросам, связанным с организацией связей с общественностью, информационно-рекламной политикой, долгосрочными программами по продвижению новых видов продукции предприятия, освоению новых сфер деятельности организации.

Обеспечивает постоянное совершенствование деятельности организации в сфере связей с общественностью предприятия/организации на основе внедрения передовых технологий в области связей с общественностью, социально-экономических и социально-психологических методов управления социальными процессами.

Осуществляет методическое руководство и координацию деятельности структурных подразделений предприятия, обеспечивающих управление в области связей с общественностью.

Должен знать

Законодательные и нормативные правовые акты, относящиеся к вопросам регулирования сферы связей с общественностью; законодательство о средствах массовой информации и рекламе; основные международные документы в области профессионального поведения специалиста в области связей с общественностью; международные стандарты качества организации связей с общественностью; цели, стратегию развития и бизнес-план предприятия/организации; профиль, специализацию и особенности структуры предприятия/организации; перспективы и направления развития технологий коммуникации; методы анализа, планирования и прогнозирования коммуникационных процессов; современные концепции управления коммуникационными процессами; формы коммуникационной деятельности, ее стимулирования; методы оценки эффективности коммуникационной деятельности и ее результатов; передовые, технологии в области связей с общественностью; стандарты и унифицированные формы ведения деловой документации; основы технологии производства, экономику и организацию производства; технологию публичных выступлений; основы социологии, психологии, маркетинга и организации системы управления; этику делового общения; передовой отечественный и зарубежный опыт в области связей с общественностью; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование по специальности связи с общественностью или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка по связям с общественностью, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

 

НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Должностные обязанности

Осуществляет разработку внешней и внутренней информационной политики предприятия/организации, конкретных планов и программ и руководит работой по их реализации в целях формирования благоприятного коммуникационного климата вокруг деятельности предприятия/организации.

Участвует в подготовке комплексных программ развития предприятия/организации, составлении перспективных и текущих планов деятельности предприятия/организации.

Обеспечивает периодическую подготовку и своевременное предоставление аналитических материалов по вопросам корректировки текущих планов деятельности предприятия/организации в информационном поле.

Координирует деятельность функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической, общественно-политической и социологической информации, осуществляет контроль за использованием данной информации другими подразделениями организации, координирует работу по созданию и ведению банка данных информационно-аналитических материалов, стандартизации и унификации документации, применению средств вычислительной техники, коммуникаций и связи. Проводит работу по обеспечению надежной и эффективной системы обратной связи общественности с руководством предприятия/организации.

Руководит проведением исследований общественного мнения по основным факторам, влияющим на отношение целевых групп общественности к деятельности предприятия/организации с целью корректировки реализации существующих планов и программ предприятия/организации в области связей с общественностью, координирует работу штатных социологов и внешних специализированных организаций.

Определяет направления работы по управлению социальными процессами в среде целевых групп общественности и в коллективе, созданию благоприятного социально-коммуникационного климата вокруг деятельности предприятия/организации, стимулированию и развитию форм участия общественности в принятии решений об улучшении качества продукции и управлении деятельностью предприятия/организации.

Руководит работой по подготовке и распространению информационных материалов о деятельности предприятия/организации.

Формирует общую концепцию корпоративного издания и других информационных материалов, выпускаемых предприятием/организацией, и руководит работой по их созданию. Готовит предложения по формированию фирменного стиля предприятия/организации.

Организует проведение необходимого учета и составления отчетности.

В своей деятельности начальник отдела по связям с общественностью взаимодействует с рекламным отделом в вопросах разработки и планирования стратегии информационно-рекламной политики предприятия/организации и осуществлении отдельных мероприятий, направленных на ее реализацию; с отделом маркетинга и сбыта при разработке и реализации концепции продвижения на рынок товаров и услуг предприятия/организации; с отделами по защите информации и автоматизированному управлению по вопросам разработки оптимальных информационных связей между подразделениями предприятия/организации; с отделом по персоналу по вопросам формирования благоприятного внутреннего климата внутри предприятия/организации.

Должен знать

Законодательные и нормативные правовые акты, относящиеся к вопросам регулирования сферы связей с общественностью; законодательство о средствах массовой информации и рекламе; основные международные документы в области профессионального поведения специалиста в области связей с общественностью; международные стандарты качества организации связей с общественностью; стратегию развития и бизнес-план предприятия/организации; научные и методические материалы по организации и развитию коммуникационных связей, оценке состояния коммуникационной среды; перспективы и направления развития технологий коммуникации; методы анализа, планирования и прогнозирования коммуникационных процессов; основы социологии, психологии, маркетинга и организации системы управления; методы количественного и качественного анализа общественного мнения, мониторинга средств массовой информации; методы расчета финансово-экономических параметров информационно-рекламной деятельности предприятия; конъюнктуру информационного рынка и образовательных услуг в области связей с общественностью; технологию полиграфического производства и редактуры; стандарты и унифицированные формы ведения деловой документации; порядок формирования, наполнения и использования собственной информационной базы предприятия/организации; средства вычислительной техники, коммуникации и связи, правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование по специальности связи с общественностью или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области связей с общественностью, стаж работы по специальности не менее 3 лет.

 

МЕНЕДЖЕР ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Должностные обязанности

Организует работу по реализации отдельных направлений или секторов в сфере информационной политики предприятия/организации и формированию благоприятной коммуникационной среды вокруг деятельности предприятия/организации.

Осуществляет руководство, планирование и координацию работ в рамках курируемого направления.

Разрабатывает перспективные и текущие программы и планы, отдельные мероприятия или их комплекс в рамках курируемого направления, их информационное сопровождение, финансовое и организационное обеспечение.

Участвует в формировании информационно-рекламной стратегии по курируемому направлению, в соответствии с общими приоритетами информационной политики, перспективными направлениями организационного развития и деятельности предприятия/организации.

Осуществляет выбор форм и методов взаимодействия с общественностью, организациями и учреждениями, средствами массовой информации, определяет характер, содержание и носители сообщений для соответствующих целевых групп общественности.

Организует работу по сбору информации, в том числе с применением социологических исследований, в рамках данного направления, непрерывному мониторингу внешних информационных источников; анализирует состояние и прогнозирует изменения коммуникационной среды, предлагает меры по корректировке информационной политики предприятия/организации.

Осуществляет контроль за подготовкой и исполнением договоров и контрактов по информационному обеспечению программ и отдельных мероприятий, комплексному информационно-рекламному сопровождению деятельности предприятия/организации в рамках курируемого направления.

Обеспечивает ответы на запросы информации потребителей продукции предприятия, партнеров и целевых групп общественности относительно деятельности организации.

Организует и поддерживает необходимые связи со средствами массовой информации, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами, агентствами по связям с общественностью, издательствами, заинтересованными фирмами, государственными и общественными структурами.

Обеспечивает взаимодействие внутренних структурных подразделений предприятия/организации в рамках организации работ по курируемому направлению.

Привлекает к решению поставленных задач внешних консультантов и экспертов в области связей с общественностью.

Осуществляет руководство подчиненными сотрудниками.

Должен знать

Законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации в сфере связей с общественностью; законодательство о средствах массовой информации, законодательство о рекламе; основные международные документы в области профессионального поведения специалиста в области связей с общественностью; международные стандарты качества организации связей с общественностью; основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса; стратегию развития и бизнес-план предприятия/организации; конъюнктуру информационного рынка и образовательных услуг в области связей с общественностью; технологию проведения социологических исследований; методы работы в кризисных ситуациях; методы планирования и организации рекламных, пропагандистских, информационных кампаний; способы и методы установления и поддержания необходимых связей со средствами массовой информации, партнерскими и подрядными организациями; порядок разработки и заключения договоров (контрактов) по информационному обеспечению программ и мероприятий; методы и организацию менеджмента; основы социологии, конфликтологии, психологии и маркетинга; этику делового общения; передовой отечественный и зарубежный опыт в области связей с общественностью; основы организации делопроизводства; методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование по специальности связи с общественностью или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка в области связей с общественностью, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

 

СПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Должностные обязанности

Выполняет работу по реализации информационной политики предприятия/организации в целом и отдельных ее этапов, выносит предложения по ее корректировке.

Участвует в разработке конкретных планов по реализации внутренней и внешней информационной политики предприятия/организации.

Обеспечивает постоянную работу и поддерживает контакты с журналистами и представителями общественности, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства предприятия/организации, готовит ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов.

Осуществляет разработку содержания и организует проведение брифингов, пресс-конференций и других мероприятий и акций информационно-рекламного характера, проводимых с участием журналистов и представителей общественности, обеспечивает их комплексное информационное и организационное сопровождение.

Готовит пресс-релизы и другие информационные материалы для журналистов, тексты публикаций и сообщений в средствах массовой информации, проводит мониторинг электронных и печатных СМИ, участвует в подготовке информационно-аналитических материалов для внутреннего пользования.

Участвует в разработке формы и содержания информационно-рекламных материалов, готовит тексты для корпоративного издания.

Участвует в подготовке заданий для социологических исследований, составлении итоговых отчетов.

Выполнят работу по сбору, хранению, использованию и распространению информационных материалов и составлением базы данных предприятия/организации.

Содействует эффективной работе внутренних каналов коммуникаций между подразделениями предприятия/организации.

Вносит предложения по массовым мероприятиям, специальным проектам, спонсорству и другим общественным акциям, обеспечивающим репутацию предприятия/организации.

Обеспечивает исполнение решений начальника отдела по связям с общественностью, своевременно информирует его о текущем ходе работ и результатах.

Должен знать

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам организации связей с общественностью; законодательство о средствах массовой информации и рекламе; основные международные документы в области профессионального поведения специалиста в сфере связей с общественностью; специализацию и особенности деятельности предприятия/организации; основы социологии, психологии и конфликтологии; основные методы проведения качественных и количественных социологических исследований; методику ведения мониторинга средств массовой информации; основы речи, ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога; законы композиции и стиля рекламных сообщений, статей, обращений, публичных выступлений; методы анализа социологической информации; порядок пользования справочно-информационными изданиями; стандарты и унифицированные формы ведения деловой документации; методы и средства формирования и использования собственной базы данных предприятия/организации; технические средства сбора и обработки информации, связи и коммуникации; компьютерные технологии, операционные системы; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное образование по специальности связи с общественностью без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование и дополнительная подготовка по специальности без предъявления требований к стажу работы.

 

 

Новости

РБК-новости

  РИА РБК